Новости компании 2023 | 2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011
22.03.2015 | Журнал «Эксперт» №9 (935)
Зачем Вам экспорт?

В самом ли деле на внешний рынок выходят только крупнейшие компании и лишь после того, как им полностью покорился рынок внутренний? Вдумчивый анализ уже работающих на экспорт компаний среднего размера показывает: это совсем не так.
По заказу Либеральной платформы «Единой России» мы подготовили доклад «Экспортный потенциал российского среднего бизнеса: компании, стимулы, перспективы». В ходе работы были изучены компании с выручкой до 20 млрд рублей, не сырьевые и не оборонные (сырьевой экспорт был исключен по понятной причине; что же касается оборонных предприятий, то они централизованно экспортируют через «Оборонэкспорт», а информация о нем закрыта). Из них было выделено около 2500 компаний — потенциальных экспортеров (в основном с выручкой более 500 млн рублей). В ходе более углубленного изучения двадцати из них выяснилось: почти все имеют поставки на экспорт — от 5 до 95%, и даже те, кто находится в самом начале пути и только развивает бизнес, уже задумываются о выходе на зарубежные рынки.
«Подавляющая часть производителей продукции высокого передела имеет экспортные поставки или активно работает над выходом на зарубежные рынки, — заявил председатель комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин на совместном заседании платформ партии “Единая Россия”. — Средние российские несырьевые компании не ограничиваются внутренним рынком, они могут и хотят производить востребованную продукцию и готовы бороться за свое место на глобальном рынке».
Исследование показало: в России достаточно средних компаний, производящих самые разнообразные товары, от высокотехнологичных приборов и экскаваторов до лесоматериалов и продуктов питания, и использующих экспорт как одну из возможностей для развития.
«Экспорт — лакмусовая бумажка подлинной конкурентоспособности предприятия, — полагает генеральный директор ООО “ИЗ-Картэкс им. П. Г. Коробкова” Андрей Ганин (компания поставляет карьерные экскаваторы в Узбекистан, Казахстан, на Украину, в Белоруссию, Индию, Монголию и т. д., экспортируя более половины продукции. — “Эксперт”). — Если экспорт есть, значит, предприятие конкурентоспособно. Основные цели присутствия на зарубежном рынке ничем не отличаются от работы на внутреннем рынке: зарабатывание прибыли, расширение географии продаж, увеличение числа референций, улучшение деловой репутации».
Молодой производитель антибиотиков, противотуберкулезных и онкологических препаратов «Рафарма», поддержанный Минпромторгом и Минздравом РФ, администрацией Липецкой области и Внешэкономбанком и реализовавший свой проект в соответствии с задачами «Стратегии-2020» по импортозамещению лекарств, запустил производство лишь в 2013 году, но уже нацелился на внешний рынок. «В России огромный потенциал роста: в настоящее время до 75 процентов поставляемых лекарств на нашем рынке — это импорт. Но занять уверенную долю на мировом рынке — это амбициозная и естественная задача, — рассуждает заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ЗАО “Рафарма” Вадим Янчук. — Предприятия-флагманы в любых отраслях, особенно в инновационных, наукоемких, должны быть экспортерами. Это престиж государства, которое не хочет быть сырьевым придатком мировой экономики».
«Экспорт для нас — это расширение рынка, не использовать возможности продаж за рубеж — значит упускать потенциальную выгоду для нашей компании», — считает Алексей Фролов, директор по маркетингу RubEx Group (объединяет предприятия «Курскрезинотехника» и саранский завод «Резинотехника», основная продукция — конвейерная лента, промышленные рукава). А Александр Усков, гендиректор производящей пестициды компании «Август», добавляет: «Если мы ухитряемся обыгрывать наших конкурентов — мировых лидеров пестицидного бизнеса в России по этим показателям, то не вижу оснований не сделать того же на других рынках — с учетом местной специфики, естественно».
Производитель внедорожников, самосвалов, тягачей, вахтовых автобусов и спецтехники АЗ «Урал» четверть своей продукции отправляет на экспорт — она пользуется спросом там, где нужны высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность, простота технического обслуживания (автомобили «Урал» способны передвигаться по снежной целине, преодолевать ров или брод, переезжать вертикальную стену, эффективно работают при температурах окружающего воздуха от –50 до +50° С, имеют высокую ремонтопригодность и рассчитаны на безгаражное хранение). Важное конкурентное преимущество — цена: европейские аналоги стоят в два-три раза дороже. Зарубежный рынок для АЗ «Урал» — это возможность не только увеличения объема продаж, но и компенсации падения продаж на российском рынке, а также хеджирования валютных рисков, что важно, так как значительная часть комплектующих и оборудования поставляется иностранными компаниями. Кстати, зависимость от импорта у компаний-производителей очень высока, и это одна из причин их желания хотя бы небольшую часть выручки получать в валюте.
Сейчас наступает момент, когда российские производители могут побороться за долю на зарубежных рынках. Показателен пример Уралмашзавода: произведенное на нем оборудование уже эксплуатируется в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока, в Индии, Пакистане, Юго-Восточной Азии, Африке, Северной и Латинской Америке. В 2015 году Уралмашзавод планирует вернуться на рынки Вьетнама и Египта, а также выстроить партнерские отношения с новыми заказчиками из Латинской Америки (Аргентина, Колумбия), Африки (ЮАР, Мавритания) и Юго-Восточной Азии (Индонезия). И если в прошлом году доля продукции, произведенной Уралмашзаводом на экспорт, составила более 20%, то в этом году планируется довести долю экспортных поставок до 35% за счет благоприятной конъюнктуры рынка.
Ряд рынков закрывается — и российские экспортеры ищут новые. «Мы поставляем на экспорт до 10 процентов нашей продукции. Липецкий хладокомбинат — один из двух российских производителей мороженого, имеющих необходимое разрешение на поставки мороженого в страны ЕС, — рассказывает Александр Афанасьев, генеральный директор Липецкого хладокомбината. — Однако под разными надуманными предлогами европейские страны сейчас отказываются от поставок. Поставки на Украину в силу известных причин тоже прекратились. Поэтому сейчас мы в основном экспортируем продукцию в Израиль, Болгарию, Казахстан и Киргизию. При этом поставки в Израиль, например, у нас вырастут вдвое — из-за роста доллара у нас выросли возможности финансового регулирования сделок».
Геополитика тоже не всегда играет отрицательную роль — при желании ее можно обернуть себе на пользу. «Международный рынок программного обеспечения является высоко конкурентным, — рассказывает Денис Шатров, генеральный директор и владелец российской IT-компании ООО “Аналитические бизнес-решения” (компания разрабатывает программное обеспечение для автоматизации работы различных типов аналитических служб, таких, как служба экономической безопасности, маркетинга, конкурентной разведки. — “Эксперт”). — Большинство ниш уже занято, в основном компаниями из США, Германии и Франции. Значит, российским разработчикам надо создавать инновационные “коробочные” продукты — делать ставку на оригинальность идеи, предлагая аналоги известных продуктов с принципиально новыми и важными функциями и находя ниши, еще не занятые крупными игроками.
Сейчас все больше стран считают кибершпионаж угрозой национальной безопасности, а компании — угрозой безопасности бизнеса и вводят ряд ограничений на использование программного обеспечения из некоторых стран. Современные программные комплексы могут содержать специальные “закладки”, которые берут информацию с локальных компьютеров пользователей и, будучи подключенными к интернету, пересылают информацию своим “хозяевам”. И российским разработчикам специализированного ПО — например, создающим программы для защиты от хакерских атак или для ведения закрытых банков данных — надо пользоваться тем фактом, что у России в этом вопросе незапятнанная репутация: лейбл “сделано в России” в этом случае будет рассматриваться как ваше ключевое конкурентное преимущество. Ваш программный продукт могут не оценить в США и Европе, но при этом он может оказаться востребованным в Индонезии или Венесуэле».
В этом спецдокладе мы приводим основные данные о состоянии экспортного потенциала российского среднего бизнеса, а также рассказываем об опыте поддержки экспорта в других странах и анализируем государственные меры поддержки экспорта в России. Основные выводы, которые нам удалось сделать:
— в стране достаточно средних компаний, способных поставлять и уже поставляющих продукцию высокого передела на мировые рынки;
— российские товары вполне конкурентоспособны за счет своего качества и/или цены;
— даже демонтаж барьеров, стоящих на пути нашего несырьевого экспорта, вполне способен привести к существенному его росту в ближайшие годы.
Эти барьеры — недружественное таможенное регулирование, недоступность финансовых ресурсов и сильная зависимость практически всех производственных отраслей от импорта. Государственная поддержка несырьевого экспорта должна прежде всего предусматривать создание благоприятных условий для всего бизнеса, поскольку сложности в работе на внутреннем рынке тоже тормозят экспорт.
Поддержке экспорта в последнее время уделяется самое пристальное внимание. Так, в правительственном антикризисном плане говорится, что одним из ключевых направлений действия правительства России должны стать в числе прочего поддержка экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства. А в декабре 2014 года президент Владимир Путин поручил Агентству стратегических инициатив при участии Внешэкономбанка, Российского фонда прямых инвестиций и заинтересованных министерств обеспечить разработку организационного и финансового механизма содействия ускоренному развитию средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал. Механизм, согласно поручению президента, должен быть готов к 30 апреля, а уже к 1 декабря 2015 года он должен быть реализован в виде пилотного проекта.
Но хотя государственная финансовая и нефинансовая поддержка экспорта, бесспорно, полезна и нужна (и доказательство тому — заинтересованность в такой поддержке самих компаний-экспортеров), не меньшее значение будут иметь меры по упрощению самой процедуры таможенного оформления экспорта и удешевлению финансовых ресурсов для компаний. Это не потребует никаких расходов бюджета, но при этом даст колоссальный положительный эффект. Почувствовав свои силы, российские компании сами захотят освоить внешние рынки — и они вполне готовы к тому, чтобы встретить там конкурентов и потеснить их.
Источник: Журнал «Эксперт» №9 (935)
АО «Рафарма» -
производственный комплекс полного цикла, построенный в соответствии со стандартами EU GMP